Высокоскоростные магистрали: нужны, но не везде


Железные дороги эксплуатируются человечеством давно, однако и в этой отрасли происходят изменения, позволяющие сделать жизнь пассажиров комфортнее – комплексно улучшаются условия обслуживания, растет вместимость и скорость движения железнодорожных составов. Вот лишь несколько наглядных примеров: с недавних пор пассажиры могут перемещаться в двухэтажных поездах; избежать общения с попутчиками можно с помощью персональной шторки; можно не только посетить туалет без привязки к “санитарной зоне”, но и при необходимости принять душ. Увеличения скорости поездов требовала конкуренция с другими видами транспорта, в первую очередь, с авиацией. Решением вопроса для ЖД-отрасли стал запуск высокоскоростных поездов, спрос на которые активно рост на фоне ускорения ритма жизни человечества и развития технологий. И если раньше основным преимуществом железных дорог было географическое (поезда прибывали, как правило, в центр города), то теперь железнодорожники хотят соревноваться с воздушным транспортом и в скорости.

Высокоскоростные магистрали: нужны, но не везде0

Россия с её огромными территориями, возможно, как никакое другое государство, подходит для развития скоростного и высокоскоростного движения по железным дорогам. Развитию скоростного ЖД-транспорта способствует и огромный опыт развития железнодорожного сообщения в стране в целом, успешная эксплуатация данного вида транспорта на протяжении ста с лишним лет. В-третьих, накоплен успешный опыт “Сапсана” – так, согласно данным ОАО РЖД, в 2019 году его услугами воспользовались почти 5,7 млн пассажиров, что на 4% больше уровня предыдущего года. В марте 2020 года “Сапсаном” был перевезён 40-миллионный пассажир с момента начала эксплуатации высокоскоростных поездов. И это неудивительно, ведь занятость пассажирских мест в “Сапсанах” приближается к 100%. За несколько лет с момента запуска таких маршрутов сформировался устойчивый спрос, что делает перспективным развитие данного направления.

Скоростное и высокоскоростное движение сегодня существует в нескольких регионах России. На линии Москва – Санкт-Петербург функционируют “Сапсаны”, которые связывают между собой Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. На линии Москва – Нижний Новгород скоростные поезда “Стриж” связывают Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области. Скоростные поезда “Ласточка” курсируют между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом, также организовано скоростное движение в Сочинском регионе. Кроме того, скоростные поезда “Аллегро” связывают между собой Санкт-Петербург и Хельсинки. Но это лишь начало развития данного направления в железнодорожной отрасли. “Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года” предусматривает дальнейшее развитие высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения на значительной территории страны. Планируется создание сети порядка 4,3 тысячи километров высокоскоростных линий и свыше 7,5 тысячи километров скоростных линий. Основными линиями высокоскоростных магистралей (ВСМ) должны стать линии Москва – Санкт-Петербург протяжённостью 659 километров; Москва – Казань – Екатеринбург, протяжённостью 1532 километра; Москва – Ростов-на-Дону – Адлер протяжённостью 1540 километров. В более отдалённых планах также продление высокоскоростных и скоростных линий дальше на восток страны, соединение их с аналогичными линиями КНР.

Уже имеющийся опыт эксплуатации таких железных дорог позволяет рассчитывать на расширение их количества и протяжённости в России. Этому способствует и наличие в нашей стране производств, необходимых для высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий, начиная от рельсов и подвижного состава, до контактной сети и устройств сигнализации, централизации и блокировки. Учитывая планы по развитию высокоскоростного и скоростного железнодорожного движения, участие в таких проектах в РФ будет интересно иностранным производителям, что позволит реализовать их быстрее.

Однако есть несколько факторов, которые могут повлиять на сроки их воплощения в жизнь. В первую очередь, это вопрос выделения земли под маршрут будущих высокоскоростных линий. Как известно, плотность застройки вблизи крупных городов страны является очень высокой, поэтому найти свободные территории для прокладки высокоскоростных рельс будет непросто. Во-вторых, такие скоростные магистрали потребуют полного исключения пересечения на одном уровне с другими дорогами и коммуникациями, значит, нужно уже сейчас искать соответствующее решение. В-третьих, высокоскоростные железные магистрали потребуют создания на всём их протяжении защитных барьеров как для защиты самой дороги, так и для обеспечения безопасности местных жителей. Эти факторы могут оказать влияние на сроки и стоимость реализации проектов высокоскоростного и скоростного движения в стране. Тем не менее, перспективы у высокоскоростных магистралей в РФ есть, они могут пользоваться значительным спросом.

И, как бы парадоксально это ни прозвучало, возможно, что железнодорожникам имеет смысл задуматься о возвращении не самых быстрых поездов на железные дороги. Такие поезда могут быть весьма востребованы, использовать они могут уже существующие линии, помогут такие поезда и в решении задачи по развитию внутреннего туризма. Поездка продолжительностью 24-часа из Москвы в Ленинград по красивейшим местам Русского Севера (а такой маршрут существовал несколько десятилетий назад), может привлечь многих пассажиров, тем более что с учётом развития современных технологий можно обеспечить для них высокий уровень комфорта.

Источник Finam