Стратегическая игра Frostpunk гарантированно испортит вам настроение


Стратегическая игра Frostpunk гарантированно испортит вам настроение0

Новый ледниковый период. Цивилизация погибла, горстка беженцев обнаруживает кое-как защищенную от окрестного ада лощину с паровым генератором в центре. Брезжит смутная надежда, но это ненадолго: половина уцелевших скоро свалится с обморожениями, потом закончится еда, потом уголь, еще потом разведывательный отряд принесет очень плохие новости с дальних подступов к приюту. Поломается генератор. Начнется мор и народные волнения. Сорокаградусный мороз превратится в восьмидесятиградусный. Ученые скажут, что это только начало: надвигается холодный фронт, ничего похожего на который еще не было в истории метеорологических наблюдений.

Стратегическая игра Frostpunk гарантированно испортит вам настроение1

Стратегическая игра Frostpunk польской студии 11 Bit с трудом подпадает под определение развлечения: это, в сущности, вторая работа, которая гарантированно испортит вам настроение, а то и погрузит в депрессию. Помимо микроменеджмента ресурсов и других ключевых для жанра задач пользователю нужно принимать политические решения, и в этот момент вы скажете спасибо, что преимущественно наблюдаете за игрой с высоты птичьего полета. Легализация детского труда – сначала на неопасных работах, а потом, когда вопрос выживания встает с новой остротой, на всех. Введение двадцатичасового рабочего дня. Строгое дозирование отопления. Всего этого, конечно, со временем становится недостаточно – с определенного момента сюжетной кампании Frostpunk предлагает выбор между теократией и полицейским государством. Первое почти гарантированно и очень быстро перерастет в религиозную диктатуру. Второе – в фашизм. Выживания колонии не гарантирует ни первое, ни второе, зато есть серьезный шанс, что подопечные взбунтуются и швырнут благодетеля в остывающий реактор.

Стратегическая игра Frostpunk гарантированно испортит вам настроение2

Система морали – важный элемент многих современных видеоигр, с разной степенью убедительности оценивающий действия пользователя в определенных ситуациях и, в зависимости от контекста, либо поощряющий, либо наказывающий их. Преимущественно игровая мораль (точнее, «мораль») носит бинарный характер и позволяет выстраивать свою линию поведения осознанным образом. Хрестоматийный пример – классическая ролевая игра Star Wars: Knight of the Old Republic и ее сиквел, позволяющие постепенно прийти к наиболее симпатичной пользователю стороне Силы. Более тонким и менее предсказуемым образом мораль реализована в Red Dead Redemption 2; из совсем недавних произведений – в Outer Worlds, где позволяется быть негодяем для одних персонажей и святым для других. Тем не менее до Frostpunk игры позволяли обозначить себя в системе координат «добрый – злой»; как знают многие наши читатели, такая система координат в реальной жизни не работает. Даже человек, большинством воспринимающийся со стороны как безоговорочно «злой», считает себя хоть немного (или даже очень сильно) «добрым» и всегда находит способы оправдать свои действия и придать им благонамеренный окрас. В этом смысле, заметим в сторону, любопытна недавняя книга Алексея Ракитина с длинным названием «Социализм не порождает преступности. Серийная преступность в СССР. Историко-криминалистический анализ». В ней автор приводит цитаты из допросов нескольких десятков маньяков-убийц, каждый из которых не только находил способ рационализировать свои преступления, но и искренне считал себя непонятым и безвинно осужденным.

«Я думал, меня наградят, а вы расстреливаете!»

Все это позволяет лучше понять подход авторов Frostpunk к внутриигровой морали. Строго говоря, игра вообще не предусматривает опции быть стопроцентно «добрым»: даже самый опытный и благонамеренный руководитель колонии вынужден идти на сделки с общечеловеческими представлениями о милосердии. В рационы придется добавлять опилки – иначе на всех не хватит. Больных беженцев придется выгонять из города – иначе им будет негде жить, и они все равно умрут, еще и потратив на себя и без того скудные ресурсы. Детям, да, придется поработать – иначе взрослые будут работать в две смены и оголодают и взбунтуются. Ежеминутные маневры между просто не очень хорошим человеком и стопроцентным негодяем, которому в зеркало должно быть стыдно смотреться, являются ядром и основным смыслом игры. (В индустрии это называется core gameplay loop.)

Стратегическая игра Frostpunk гарантированно испортит вам настроение3

Стратегическая игра Frostpunk гарантированно испортит вам настроение4

Frostpunk открывает пользователю глаза на несколько неожиданных вещей. Упомянутый вид с высоты и легкая абстрактность принимаемых решений и их последствий («Нажмите X, чтобы принять закон о смертной казни смутьянов») сообщают игре определенную эмоциональную дистанцию от пользователя. Мы знаем, что делаем отвратительные вещи, – об этом игра позаботилась. Но то, что страдания подданных происходят где-то далеко внизу, позволяет сосредоточиться в первую очередь на эффективности предпринимаемых экстренных мер. Да, это называется «лес рубят, щепки летят» – концепция общественно-политического устройства, знакомая варшавской студии 11 Bit не понаслышке. Да и многим пользователям игры тоже.

Еще одно откровение. Во Frostpunk между делом выясняется, что всем подданным принципиально нельзя угодить. Так, в определенный момент игра создает ситуацию народного бунта и предлагает несколько вариантов ее разрешения: разогнать демонстрантов силой (многие сразу умрут), выполнить часть их требований (истощатся запасы еды и кое-кто все равно скоро умрет) или выполнить все требования (запасы еды закончатся почти сразу, в ближайшей перспективе многие умрут). Принцип соломонова решения здесь не работает; «правильного» варианта нет. Если, сохранив игру, по очереди попробовать все три варианта, можно убедиться – колонисты возненавидят вас в любом случае, только озвучат это в разных выражениях. Этот нюанс игры позволяет понять о сущности власти (и лидерства в целом) больше, чем десяток учебников по политологии. Компромиссных решений в реальности не существует, как не существует, к сожалению, разноцветных маркеров «плохой – хороший» на всех встречных людях. Если вы думаете, что все вокруг обожают вас, есть плохие новости. Это значит, что вы либо не делаете ничего сколько-нибудь заметного, либо очень плохо разбираетесь в людях, либо и первое и второе одновременно.

Стратегическая игра Frostpunk гарантированно испортит вам настроение5

Frostpunk, как мы уже поняли, обладает большим пространством возможных интерпретаций самой себя. В то же время это хороший способ понять, почему политика и экономика – не такие очевидные вещи, как кажется многим. Даже если вынести за скобки ледниковый период, коллапс цивилизации и холодный фронт.

И еще. Не хочется выдавать подробности финала сюжетной кампании Frostpunk; аккуратно скажем только, что усилия принесут плоды, а страдания окажутся не перманентным состоянием, а этапами на пути к лучшему. Темнее всего, как выясняется, бывает перед рассветом. Холоднее всего – тоже.

[arve url=»https://www.youtube.com/embed/EZWCvNa_a4M?embed_config=%7B%22adsConfig%22%3A%7B%22adTagParameters%22%3A%7B%22iu%22%3A%22%2F45577845%2Fru-gq-cp%2Fentertainment%2Fvideo-games%2Farticle%2FYoutube-PFP%22%2C%22cust_params%22%3A%22cms%3Dcopilot%26site-name%3DGQ%26market-name%3D%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%26page-url%3Dhttps%3A%2F%2Fwww.gq.ru%2Fentertainment%2Ffrostpunk-review%26page-template%3Darticle%26article-id%3D5e2a96c27b65910008249031%26gallery-embeds%3Dno%26content-type%3Dstandard%26article-tag%3D%D0%A0%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F%26experience%3Dcompass%26category%3Dentertainment%26subcategory%3Dvideo-games%26video-embeds%3Dyes%26platform%3Dweb%26feature-flags%3Da2a-false%2CageGate-true%2CarticlePopInTag-false%2CcategorySubNavigation-false%2CdelegateArticleQuery-false%2CdelegateVideoQuery-false%2Cdinosaur-false%2CdynamicAffiliateDisclaimer-false%2CdynamicAffiliateDisclaimerTop-false%2CfastAdsV6-false%2CgalleryImageSocialSharing-false%2CgalleryStickyBottomAd-false%2CgwaArticle-false%2CimageOverlay-false%2CinfiniteScrollGallery-true%2Cnewsletter-false%2ColdBrowserWarning-false%2ComitCanonicalsFromPaginatedTags-false%2CpermutiveCNAMEHost-false%2CrefreshAds-false%2CseoMetaRobots-false%2CstickyBottomAd-true%2CstickyBottomHomepageAd-false%2CstickyBottomTopicAd-false%2CstickyBottomAdClose-false%2CstickyBottomAdCloseDelay-0%2CtopicNativeSlice-false%2CuserAccountNav-false%2Cwebp-false%2CyieldToAds-false%2CjsonToObject-false%2CgtmDataAttributesTracker-false%2CsponsoredLabellingOption-true%2CmigratedToGtm-true%2ConeTrust-true%2Csentry-true%2CshowAdsInGalleryBody-false%2CenableAffiliatesService-false%26kvid%3DEZWCvNa_a4M%22%7D%2C%22nonPersonalizedAd%22%3Afalse%7D%7D» /]

Источник GQ